читать дальшеЕсли смотреть с точки зрения любви к Тони Люну, фильм о том, что пока окружающие ведут разговоры о противостоянии Гоминьдана с коммунистами, его глухонемой персонаж с помощью взглядов, пантомимы и записок добивается любви самой красивой из героинь. Роль, кстати, гениальная. Если учесть, что это 1989 год, реабилитация после "Марии" прошла на ура.
Но фильм, разумеется, не о Тони Люне, а о так называемом "тайваньском вопросе", взгляд на который изложен с очень японской точки зрения. Мне, как махровому лаоваю, довольно сложно судить о том, кто был прав, а кто виноват во всех событиях, произошедших после окончания Второй Мировой войны, но эту точку зрения на события знать не помешает. И она четко объясняет нынешнее отношение жителей Тайваня к континентальному Китаю. Фильм тяжелый, но не кроваво-жестокий, скорее очень прямой и жизненный.
Отдельно скажу о моем взгляде на тайваньские фильмы, которые мне доводилось видеть. Они кажутся заунывно-тягучими, а потом внезапно в конце всей излагаемой созерцательной тягомотины что-то такое происходит, что кино вдруг цепляет. Если помните у Горького "Детство", "В людях" и "Мои университеты", ощущения чем-то похожие. Но этот все же поживее, чем, например, "Время жить, время умирать".
Возможно, если бы Люн мог говорить на тайваньском или японском, и режиссеру не пришлось бы делать его персонажа глухонемым, львиная доля красоты и остроты повествования просто исчезла бы. А так получилось красиво.